Лямбда-зонд (регулятор лямбда, кислородный датчик, датчик концентрации кислорода в отработавших газах, О2-датчик) - это датчик кислорода в выхлопной системе, который позволяет отслеживать количество кислорода в отработавших газах. Откуда же взялось такое необычное название этого датчика? Слово лямбда происходит от одноименной греческой буквы, которая в автомобилестроении означает коэффициент избытка кислорода в топливно-воздушной смеси. А слово зонд от франц. sonder — исследовать, выведывать. Так зачем же нужно знать какое количество кислорода находится в выхлопных газах? Дело в том, что жесткие экологические нормы давно ввели в обиход такую вещь как катализатор, устройство снижающие выброс вредных веществ в атмосферу. А для эффективной и долговечной работы катализатора необходимы особые условия (оптимальное соотношение топлива и кислорода). Оптимальное соотношение топливно-воздушной смеси - это когда на 1 кг топлива приходится 14,7 кг воздуха, в этом случае лямбда=1, такая смесь называется стехиометрической и при сгорании топлива выделяется наименьшее количество вредных веществ. При лямбда<1 смесь называют богатой (избыток бензина, не хватает воздуха для полного сгорания), а при лямбда>1 - бедной (переизбыток кислорода). Количество кислорода в смеси измеряется довольно оригинальным способом - путем измерения остаточного количества кислорода в отработавших газах. Поэтому лямбда-зонд и стоит в выхлопной системе перед катализатором. Лямбда-зонды бывают 2-х типов: резистивные и электрохимические. Резистивные - изменяют свое сопротивление в зависимости от среды, в которой находятся. Но в настоящее время используются электромеханические датчики кислорода, которые основаны на свойстве диоксида циркония ZrO2 создавать разность напряжения в зависимости от количества кислорода (в выхлопных газах и в окружающем воздухе). Устройство датчика кислорода: 1- стальной корпус . 2 - уплотнительное кольцо. 3 - токосъемник электрического сигнала. 4 - керамический изолятор. 5 - проводка. 6 - манжета проводов. 7 - контакт цепи подогрева. 8 - наружный защитный экран с отверстием для атмосферного воздуха. 9 - стержень со спиралью накаливания. 10 - наконечник из церкониевой керамики. 11 - внутренний защитный экран с отверстием для отработавших газов. Основная часть лямбда-зонда - это керамический наконечник, сделанный на основе двуокиси циркония, на который путем напыления нанесены токопроводящие, пористые электроды из платины. Внутренний защитный экран находится в потоке отработавших газов, а наружный соответственно снаружи. Из-за разного количества кислорода создается разность напряжения. Малейшее отклонение лямбды от 1 приводит к неэффективной работе катализатора, так как его эффективным диапазоном работы является окно равное 1±0,01. Поэтому циркониевый лямбда-зонд очень эффективен, так как в диапазоне лямбды от 0,97 до 1,03 напряжение на выходе датчика меняется от 0,1 до 0,9 В. Эффективная работа лямбда-зонда осуществляется только при температуре свыше 300оС. Поэтому практически все современные датчики снабжены электрическим подогревом. Нагревательный элемент расположен внутри датчика и подключается к электросети автомобиля. При пуске и прогреве двигателя работа осуществляется без использования лямбда-зонда, а коррекция состава топливно-воздушной смеси осуществляется по показателям других датчиков (число оборотов двигателя, температура охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки). Напряжение, вырабатываемое лямбда-зондом, меняется по несколько раз в секунду, что позволяет подготавливать и корректировать состав топливно-воздушной смеси в любом режиме работы двигателя.  Ресурс датчика кислорода, при нормальных условиях эксплуатации, обычно составляет 60-80 тыс.км. Возможные причины выхода лямбда-зонда из строя следующие: применение этилированного или некачественного бензина (особенно опасно содержание свинца) использование при установке датчика нетермостойкого или содержащего силикон герметика перегрев датчика по разным причинам (неправильно выставленный угол опережения зажигания, богатая топливно-воздушная смесь, перебои в зажигании) многократные, неудачные попытки пуска двигателя (что приводит к попаданию топлива в выхлопную систему и возникает опасность воспламенения с детонацией) плохое состояние маслосъемных колпачков (попадание масла в выхлопную систему) попадание антифриза в выхлопную систему обрыв, плохой контакт, замыкание на массу выходной цепи датчика негерметичность в выхлопной системе В случае неисправности лямбда-зонда электронный блок управления системы впрыска топлива ("мозги") начинает работать по усредненным показателям, записанных в его памяти. Соответственно состав топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате чего возможны следующие проблемы, которые и будут указывать на неисправность датчика: неустойчивая работа двигателя на малых оборотах повышенный расход топлива ухудшение динамики автомобиля потрескивание в районе катализатора после остановки двигателя нагрев катализатора до раскаленного состояния на некоторых автомобилях, загорание лампочки CHECK ENGINE Нужен ли лямбда-зонд в случае замены катализатора на пламегаситель? После замены катализатора на пламегаситель лямбда-зонд, обеспечивающий нормальную работу катализатора не нужен, но только в том случае если на автомобиле есть возможность перепрограммировать "мозги", например, "мозги" BOSCH (SIEMENS не перепрограммируются). Кроме того на некоторых автомобилях отсутствие лямбда-зонда практически никак не влияет на работу двигателя, например, TOYOTA или MERSEDES 90-х годов.  |